После того как был выкопан картофель на маленьких грунтозацепах, стало ясно что для копки нужны...
Став владельцем мотокультиватора CARVER T-650R, столкнулся с некоторыми трудностями в поисках информации по нему и навесному оборудованию. Поэтому всё что узнал, доработал - выкладываю в этот пост.
Мотокультиватор оснащен двигателем 170F (4-х тактный), 7 л.с. Вес культиватора — 51,5 кг. 1 скорость вперед, 1 - назад. Сцепление как и у большинства — ременное. Меня только огорчало при покупке, то что большой шкив — пластиковый. Но почитав и посмотрев отзывы, немного успокоился, что такой шкив идет у большинства мотокультиваторов. И что есть аналог этого шкива из алюминия. И так как это мотокультиватор, а не мотоблок, то при его нагрузках этот шкив служит довольно долго.
Этот шкив имеет размеры, диаметр шкива 250мм, диаметр вала, на котором этот шкив — 17мм.
Шкив подходит от Чампиона BC 6712, 5512 и все его модификации. Champion 6712 и CARVER T-650R практически идентичны, запчасти и навесное оборудование можно искать как на Champion, так как его в интернете больше чем, на карвер, хотя они одинаковые. А также Texas, Carver, Brait.
Шкив ремня (редуктор) D=250mm d=17mm - алюминий
Диаметр вала редуктора для фрез и грунтозацепов:
- круглый профиль,
- диаметр 25 мм.
Запчасти можно искать на Ozone.
После первого культивирования, стало ясно, что тормоз (клык) который в комплекте, лучше заменить на сошник от мотоблока или переделать родной. Нужно чтобы он был загнут назад и при культивировании фрезами ехал как лыжа, тогда ход будет плавнее и не будет резких рывков.
Первый запуск
После покупки, собрал всё по инструкции, нечего сложного в нем нет. Слил остатки старого масла, залил новое масло — синтетика 10W30, вошло 0,6 литра. Залил бензин, открыл краник, закрыл воздушную заслонку, зажигание поставил на ON, два раза дернул «шморголку» — он завелся. Заслонку открыл. Он прогрелся, поработал минут 15 на холостых, заглушил, снова завел. Проблем с запуском нет. И поехал пробовать культивировать.
Навесное оборудование к культиватору подходит стандартное. Я приобрел грунтозацепы, окучник и сцепку.
Без переделок в работу пошел только окучник. Остальное требовало доводки.
Сцепка
Сцепку купил универсальную к мотокультиваторам, заказывал через интернет. Не понятно, но по-моему их делают на коленке, там всего две детали и то их приварили криво, пришлось подпиливать напильником, чтобы она села на место. А болты которые держат само навесное, встали ровно, а не по диагонали, как изначально. На фото видно перекос. Так же из листа дюралюминия были изготовлены накладки, чтобы эта сцепка не болталась в раме, как х..@ в рукомойнике.
Грунтозацепы
Грунтозацепы обычные, диаметром 320 мм, посадочный диаметр 25 мм. Сечение круглое. Но и тут не всё так просто.
Во-первых, сразу не обратил внимание, они оказались из разных пар, т.е. оба были на одну сторону.
Во-вторых, вылета вала не хватало, и они задевали раму и болты на раме своими «шипами». Если бы они были не на одну сторону, то я бы просто болгаркой срезал шипы под углом. Но так как одно колесо, нужно было переваривать в любом случае. То сразу переварили оба и сделали вылет побольше, сместив точку крепления спиц внутрь обода. В стандартном исполнении спицы приварены на внешнее кольцо грунтозацепа.
В-третьих, мелочь, но не приятно. Отверстия под шплинты просверлены не строго по центру, а со смещением, пришлось применять напильник.
Окучник
Окучник купил в ДНС, Patriot, он единственный который не требовал доработки и пошел в работу сразу. Окучник взял раздвижной, чтобы можно было регулировать ширину прохода.
Обработка картофеля
Посадка картофеля мотокультиватором CARVER T-650R
Перед посадкой я фрезерую грядку, затем одеваю грунтозацепы и цепляю окучник, сведенный на минимум. Нарезаю первый рядок. Затем ставлю культиватор так, чтобы расстояние от середины впадины первого рядка до середины культиватора или окучника было 60 см.
На перед к крыльям креплю палку и к ней привязываю еще одну, которая «волочется» по первому рядку. Это получается некий маркер. И так нарезаю последующие рядки. Это делается для того, чтобы расстояние между рядками было постоянное и не более 65 см, так как при окучивании этим, стандартным, окучником при большем расстоянии земляной вал не прилегает к стеблям картошки. Оптимальное расстояние между рядками для этого окучника: 55-65 см.
Позже было выяснено, что при посадке, борозды должны быть нарезаны на минимальную глубину или картофель должен садится в гребни. Так как при копке тем же мотокультиватором, он заглубляется не так глубоко, так как ему не хватаем веса. И если нарезать сразу на максимальную глубину окучника, то при копке он режет некоторые клубни, так как проходит на той же глубине, что и посажен картофель.
Прополка и окучивание картофеля
Первую обработку картофеля выполняли на фрезах с окучником. Оставили две фрезы и окучник подняли максимально высоко. Отвалы окучника развели в среднее положение.
Дополнение от 05.05.2023
Выяснилось, что при прополке фрезами, ширина междурядий должна быть не менее 65 см, так как при меньшем расстоянии и высоких стеблях, фрезы часто зацепляют ботву и отрывают её. Поэтому чтобы проходить фрезами, нужно:
- междурядье делать не менее 65 см,
- пропалывать тогла, когда еще маленькая ботва,
- или делать по краям фрез защиту, к крыльям нужно приспособить щитки, чтобы они не давали ботве попасть под фрезы, а ботва просто раздвигалась.
Через неделю одели грунтозацепы и окучивали картошку уже с ними. Мотокультиватор тянет хорошо, но вылез недостаток окучника. Так как рядки при посадке нарезал трактор с шириной междурядий 70 см, то окучнику не хватало ширины, чтобы нагрести землю под стебли. На фото видно.
Поэтому его необходимо было доработать, добавить по 5 см с каждой стороны дополнительные металлические накладки на отвалы с двух сторон. Но не стали этого делать, на следующий год рядки нарезали уже другим трактором, у которого расстояние между рядками 65 см. Окучив стандартным окучником, земля привалилась к кустам как положено. На фото внизу видно.
Окучник не стали переделывать, чтобы он нагребал холм земли, так как при окучивании должно образовываться два земляных вала, справа и слева от стеблей картофеля. Про окучивание заметка.
Важно
При окучивании, нужно транспортировочные колеса убирать вообще, вытаскивать шплинт и убирать их с мотоблока. Так как если их просто поднят, всё равно они мешают создать земляной вал. Так как окучник не вынесен далеко, то они упираются в гребень, который нагребает окучники и не дает ей рассыпаться под кусты.
Копка картофеля
Нужно было быстро выкопать картофель, поэтому не подготавливая мотоблок, копали окучником и на маленьких грунтозацепах. Картошку выкопали, но намучились, так как пришлось одному управлять, а второму пришлось его тащить впереди за веревку, чтобы постоянно выдергивать. Так как из-за малого диаметра грунтозацепов он упирался редуктором в землю, и если встречался большой корень лебеды или подобного растения, то его одному было не сдвинуть.
Пробовали капать и с узко поставленной колеёй, как на картинке выше и с широкой — добавляли удлинители. Чтобы не покупать удлинители осей, просто убрали ножи фрез, а эти оси выполнили роль удлинителей. При таком методе приходилось его чаще выдергивать, так как не хватало просвета между редуктором и землей, о чем написано выше, но зато картофель меньше страдал от грунтозацепов, так как они были в междурядье.
Без удлинителей, он шел лучше, так как грунтозацепы стояли на гребне, но при этом получается много резанной картошки, так как пробуксовывая, он врывается в землю и грунтозацеапами портит картофель.
Поэтому для копки картофеля нужны большие грунтозацепы или колеса, чтобы они постоянно были в зацеплении с грунтом, на котором стоят.
Позже были изготовлены ступицы для автомобильных колес, для копки картофеля.
Моменты которые облегчают работу с мотокультиватором
Проходить рядок лучше по несколько раз, не заглубляясь сразу максимально глубоко. Так и меньше нагрузка на сам мотокультиватор и качество рядка получается лучше.
Если почва твердая, то окучку можно выполнять с фрезами. Если почва мягкая и окучивание происходит после прополки, лучше использовать грунтозацепы. С ними окучивание эффективнее, мотокультиватор не зарывается. А сами грунтозацепы хорошо справляются с рыхлением почвы не перебивая её в пыль, как бы это происходило с фрезами.
Эксплуатация и заметки
После года владения агрегатом, в начале огородного сезона вылезла мелочь. Трубка отвода газов из клапанной крышки треснула. Видимо резина из которой она изготовлена не совсем хорошего качества. Временно обмотал изолентой и надел обратно. С одной стороны она просто вставляется в клапанную крышку, а с другой одевается на штуцер воздушного фильтра. В интернете нашел её артикул 01-168-011, но думаю, что можно подобрать подходящую резиновую или силиконовую трубочку.
В последствии нашел информацию по этим двигателям. Что — это сапун, и вход в воздушный фильтр лучше заглушить, чтобы масло не «засерало» впуск. А сам сапун избыточное давление пусть выводит в атмосферу, только желательно расположить трубку так, чтобы пыль не попадала в клапанную крышку. Но это все справедливо для изношенного двигателя, когда через сапун вылетает масло. При исправном двигателе такой проблемы нет, там специальная камера куда попадают избыточные газы и взвесь масла ничтожна мала.
Характеристики которые нахожу
— Передаточное число — 30:1 (Нашел у аналога Champion BC 6712)
— Диаметр вала двигателя 170F —19.05 мм
— Ширина крыльев — 390 мм
— Толщина редуктора — 90 мм
— На фрезах расстояние от редуктора до отверстия — 19,5 мм
— Внешний диаметр полуоси — 32 мм, внутрений 25 мм, толщина стенки 3,5 мм.
— Диаметр пальца на оси редуктора — 8 мм
— Толщина стойки корпуса окучника — 8 мм
При колесах 195/65 R15, колею можно делать 65 см, чтобы колеса не задевали крылья. Длинна полуосей получается не более 318 мм. При таких колесах, просвет между редуктором и землей получается примерно 30 см., что вполне достаточно для копки картофеля.
Нашел размеры ведущего шкива переднего хода.
Деталировка мотокультиватора CARVER T-650R
Так как это аналог Champion BC 6712, то можно смотреть как все устроено по нему. На сайте можно посмотреть как деталировку, так и заказать необходимую запчасть.