Мотоцикл Урал — обзор, ремонт, поездки, отзыв

Прошел год с продажи мотоцикла Урал ИМЗ 8-103-10 1988 года. Причина продажи — не целесообразно вкладывать в него деньги в восстановление для поездок.

В этом посту я собрал полное описание по этому мотоциклу, которое пересекается с записями сделанные в процессе его восстановления. Все записи по восстановления мотоцикла Урал.

Начало истории, или как всё было

С самого своего детства до 14-летнего возраста, в нашей семье транспортным средством был мотоцикл Урал. Это был Урал М-67-36. Может быть в силу того, что я был ребенком и не принимал участие в его обслуживании и ремонте, для меня остались только приятные впечатления о поездке на нем. С отцом мы ездили на нем на рыбалку, в лес за грибами, а потом и на охоту. Часто на ночной рыбалке я засыпал в его люльке. Поездка в дождь под закрытым фартуком, для меня казалось обычным делом, не понимая тогда, что испытывают водитель и пассажир на заднем сиденье.

Но как оказалось, что перебирался двигатель 1-3 раза в год стабильно. В его коляске набор инструментом и запасных частей был таким, чтобы его можно было отремонтировать в любом месте. Если с первого раза не завелся, то начинались «танцы с бубном». А в гараже запасных частей было столько, что из них можно собрать еще один двигатель.

В 1993 году отец купил Урал ИМЗ 8-103-10 на запчасти, но как оказалось, что он намного лучше Урал М-67-36, за исключением карбюраторов, которые почему-то не настраивались как положено. У М-67-36 «стуканул» двигатель и мы пересели на ИМЗ 8-103-10, поездив на нем до того момента как кончится генеральная доверенность, потом двигатель с ИМЗ 8-103-10 переставили на М-67-36. Но карбюраторы оставили старые от М-67-36, которые отлично настраивались, но расход конечно бензина увеличился. И так на Урал М-67-36 мы ездили до 1998 года, пока не приобрели машину. Сначала отец мотоцикл отогнал в деревню, думал что будет ездить на нем по рыбалкам и охотам. Но когда поездив на японской машине, он уже не захотел с ним мучатся, пытаться его завести, чтобы куда-то выехать. А просто автомобиль заменил мотоцикл на все 100%, да еще и с комфортом и надежностью. По старой привычке в машине также возили дипломат с инструментами, который переехал с люльки Урала. Но из них только пользовались ключом, для замены колес и на 10, чтобы поменять аккумулятор. Это я к тому, что как пишут о надежности Урала, то тут смотря с чем сравнивать. Так Урал М-67-36 в 2002 году был продан. А Урал ИМЗ 8-103-10 остался разобранным в гараже подпирать стенку со «стукнутым» двигателем от М-67-36.

Захотелось восстановить Урал ИМЗ 8-103-10

В 2017 году, насмотревшись роликов на YouTube по восстановлению мотоцикла Урал у MotoSanchoChannel (он очень подробно показывал как это делается), а также видео с поездками по бездорожью на тяжелых мотоциклов. Мне захотелось восстановить этот самый зеленый мотоцикл, на котором мы с отцом в моем детстве заезжали, как мне казалось, в такие дебри. Я хотел его восстановить для поездок на рыбалку и охоту. И в один из дождливых дней в гараже решил попробовать разобрать мотор и выяснить причину почему он «застучал». На что отец говорил, что не стоит оно этого, проще его в металл сдать, так как у него еще и проблема с документами — они на другого хозяина. Но я решил попробовать, думал, что даже если с документами нечего не получится, то дальше деревни не буду выезжать. И началось восстановление. Хотя после того, как я на нем поехал, я понял почему отец о нем такого мнения.

Полностью описывать процесс не буду, он есть в других статьях. Только повторюсь, какие нюансы были в процессе восстановления.

Ремонт мотоцикла Урал ИМЗ 8-103-10

Ремонт мотоцикла начал с двигателя, Хотелось его полностью разобрать, так как 4-х тактные не доводилось разбирать. Что собственно и произошло, так как застучал он из-за того, что задний коренной подшипник развалился, а чтобы его поменять, нужно весь двигатель разобрать.

Первая проблема в том, что откручивать диски сцепления на снятом двигателе без ударной отвертки очень проблематично. Гораздо быстрее это делается, если двигатель стоит в раме. Тогда можно монтажкой упереться в раму и подпереть ей отвертку, и тогда «накерненые» болты легко откручиваются. Если бы я это знал. То потратил меньше времени установив двигатель обратно в раму и открутив эти болты, чем искал метод как это сделать на снятом двигателе.

Вторая проблема, это то, что я не правильно взялся съёмником когда снимал шестерню с коленчатого вала, тем самым погнул и порвал прижимную шайбу под шестерней.

Дальше проблема была в том, что когда я снимал маховик, ключ для фиксации маховика, не прижал плотно к блоку, и погнул шпильку, чтобы этого не происходило, нужно фиксировать ключ плотно к блоку. Но лучше вообще упирать ключ в крепление двигателя к раме, там крепление надежнее.

При установке задней крышки коленчатого вала нужно сразу менять болты на новые, так как усилие нужно к ним прилагать «хорошее», старые болты уже потянуты и скручиваются при затягивании.

Шпильки для крепления головок нужно заменить на новые, но лучше вообще изготовить из штанг толкателей от ЗиЛ 130. Что в последствии и было сделано, так как из-за затягивания родные шпильки «тянутся». а в последствии вообще не прижимают головку, из-за чего происходит прорыв прокладки головки блока цилиндра. Не протянутая головка также становится причиной дыма из сапуна, так как прорыв прокладки способствует прорыву выхлопных газов в дренажное отверстие масляного канала.

Ремонт клапанов мотоцикла Урал

После сборке двигатель не хотел запускать, причина — погнутый впускной клапан. Был заменен на ровный, в последствии замена на новые клапана. Как оказалось позже, это все не имело смысла, можно и восстановить старый. В «поле» подобную проблему решали выравниванием клапана молотком на деревянной чурке. В гараже же можно было его выровнять и от центровать его, а затем притереть если седло клапана еще в пределах допуска.

Ремонт сцепления не снимая двигатель с мотоцикла

Ремонтируя сцепление мотоцикла, нет необходимости двигатель снимать, можно поступить проще — открутить сцепление когда двигатель стоит на месте. Как я писал выше, использую отвертку и монтажку. Проблема только когда нужно поставить всё обратно, так как пружины постоянно выпадают. Чтобы пружины не вываливались, я их зафиксировал кусочками картона, в процессе работы они превратятся в бумажную пыль и никак не повлияют на работу сцепления. Также можно зафиксировать пластилином, но мне кажется, что пластилин в своем составе имеет парафин, которые неизбежно попадет на диски сцепления. Лучше наверное для этих целей взять тесто для лепки, его часто называют мягкий пластилин. Он сделан из обычного теста, и после высыхания превратится в пыль, в процессе работы сцепления.

Реле регулятор РР-330 — нет заряда

После сборки долго искал причину, почему не заряжается аккумулятор. Грешил на генератор. НО причина оказалась банальная и простая. Так как мотоцикл простоял долго не работая. Медные контакты на реле регуляторе окислились, и оно не работало как должно работать. Очистка этих контактов исправило проблему. Поэтому, если до этого все работало, а потом долго не заводилось, то нужно искать причину где есть подвижные контакты. Это как раз в первую очередь и есть реле-регулятор РР-330.

Как проще завести, если плохо заводится мотоцикл Урал

Любая техника, будь то мотоцикл, машина, снегоочиститель или мотокоса имеют разные режимы, это когда заводишь на «холодную» и на «горячую». Для того чтобы просто запустить холодный двигатель, нужно обогатить смесь, для этого есть воздушная заслонка, которая перекрывает поступление воздуха, обогащая топливную смесь. Такая заслонка есть и мотоцикле Урал. И если при нормально отстроенных карбюраторах и зажигании, мотоцикл может спокойно заводится и на «холодную» и «нагорячую». То при плохо настроенных карбюраторах для пуска холодного мотора поможет эта заслонка, её нужно закрыть, тогда двигатель запускается проще, а после её нужно открыть.

Открыть её нужно обязательно, так в одной из поездок за грибами, пришлось вызывать тестя, чтобы он привез свечной ключ. Дело было так, собрав грибы, мы собрались домой. Так как это был пробный выезд, а в каждой такой поездке выяснялись слабые места мотоцикла и на что следует обратить внимание. Поездка происходила так, карбюраторы не настраивались как положено, из-за того что не заменил шпильки крепления головки, они прослабли, и не было компрессии одного цилиндра. Поэтому мотоцикл не хотел ехать на малых оборотах, нужно было постоянно газовать. Дорога была заросшая, не заметил колею из-за скорости и мотоцикл упал в неё, и заднее колесо повисло. Пока вытащили, запыхались, завел и забыл открыть воздушную заслонку, так и ехал с закрытой, через метров 200 начал мотоцикл совсем «дохнуть», чтобы не встать, я усиленно «подгазовывал», не давая ему глохнуть выехал на основную дорогу и там он заглох окончательно, попытки его завести не привели к успеху, ни кикстартером, ни с «толкача». Потом позвонили тестю, он привез свечной ключ, так как с собой его не брали, и когда я вынул свечи — стало понятно в чем причина. Я забыл открыть заслонку, из-за это смесь была богатая, на свечах образовался бархатистый, черный нагар, который искра уже не пробивала. Очистив свечи и ввернув их обратно, мотоцикл просто завелся от кикстартера, открыв заслонку мы спокойно доехали до дома.

Проходимость мотоцикла Урал

Очень многие пишут, что из-за того, что мотоцикл мощный, то он проходимый и на нем можно проехать хоть куда. В какой-то мере может быть, но для того чтобы не нем проехать хоть куда угодно, его нужно подготовить. Как и любую технику.

Немного цифр и размышлений по поводу проходимости. Дорожный просвет мотоцикла составляет 125мм, это даже меньше чем у моего автомобиля 150мм. Но из-за того, что расположение колес у мотоцикла другое, он и препятствия преодолевает по другому, да и база у него в разы короче. Поэтому бугры и ямы для него, которые для машина преодолевает «ползком на пузе», не помеха. Чего не скажешь про колею. Как было написано выше, что попадая в колею он становится беспомощным. И по той дороге, я за пару лет до этого, гораздо легче проезжал на Suzuki Jymny. А так как колесо ведущее одно, и шины не зубатые, а зубатые стоят денег. То его проходимость в мокрую погоду вообще падает в разы, так как он может стоять на месте, крутя своей мощной карданной передачей «лысое» колесо, у которого пятно контакта гораздо меньше автомобильного, просто прорывая траншею.

А толкать его одному не вариант, в таком случае в выигрыше мотоцикл одиночка меньшего объема и меньшей массы.

По этому покатавшись на нем, стало понятно, что он лучше машины только тем, что его не жалко! На нем можно проехать по веткам, по кустам, не страшно сесть днищем, так как проще сдернуть чем машину. Во-общем его проходимость такая же как у простой машины которую не жалко. Но только на машине есть еще и крыша, которая спасает от не погоды и в которой можно переночевать, а еще расход на 100 км у неё меньше чем у мотоцикла Урал.

Поездки на мотоцикле Урал и его эксплуатация

После того как двигатель восстановили и запустили. Сначала начались пробные поездки, в которых выявлялись недочеты и предстоящие работы по доведению мотоцикла «до ума». Сразу все работы не делались, а в голове было прикинуто, что нужно сделать и во что это выльется. Так вот чтобы сделать все мелочи, чтобы на мотоцикле ездить и не боятся где-нибудь его оставить и возвращаться пешком. Нужно было вложить в него сумму которую не целесообразно в него вкладывать для повседневной езды. Так как дешевле купить какой-нибудь японский, «убитый», автомобиль, 4WD и ездить на нем. При этом доезжать с комфортом в ненастную погоду.

Старая резина требовала замены. На коляске резина была подпалена, пострадала при пожаре. На переднем колесе покрышка была «лысой» и имела порыв. Хотел взять запаску, на перед, но она от старости имела боковые трещины. Думал сшить нитками и приклеить кордовую заплатку. Но не особо помогло, так как видимо нитки внутри уже от старости сгнили. А ездить на таких колесах на тяжелом мотоцикле опасно.

Что можно сделать из мотоцикла Урал?

После того как я понял, что его проходимость сомнительна, а средства для доведения его до ума нужны не малые. Я подумал может его переделать в что-то другое, в пневмоход (каракат) или снегоход. Но прикинув все за и против, решил оставить как он есть и просто его продать, может кому-то он будет нужнее. Ту долю положительных эмоций которые я хотел испытать от поездке на нем, я испытал. Поэтому я дал объявление о его продаже, его купили. Забрали как раз под новый 2021 год, вытащили его из сугроба погрузили в грузовик и увезли. А на деньги от его покупки я купил детскую машину-джип ребенку на аккумуляторе. Цена мощного, тяжелого, советского мотоцикла практически такая же как китайская пластмассовая машинка на аккумуляторе для детей от 1-4 лет. Осознавая это стало грустно, когда его погрузили, но если его доводить до ума, то и вложить в него нужно еще больше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

27.12.2021
Мотоцикл Урал — обзор, ремонт, поездки, отзыв

Прошел год с продажи мотоцикла Урал ИМЗ 8-103-10 1988 года. Причина продажи — не целесообразно...

21.12.2021
Снаряжение патронов

Для себя опишу процесс снаряжения своих патронов, чтобы не забывать. Может кому-то тоже понадобятся данные...

21.12.2021
Фазан — заметки, повадки

01 января 2022 С 14:00 часов, все фазаны, которые я выгонял были уже спрятанные в...

20.12.2021
Манок на рябчика

Довольно много информации в сети интернет можно найти про манки. Делают их из разных материалов...

14.12.2021
12 декабря — тропление

Утром выпало немного снега, было относительно тепло. В 14:00 я подъехал на своей машине к...

08.12.2021
Бинокль для охоты

После нескольких неудачных подходов к озерам, на которых была утка. А также желание разглядеть детально...

tagcalendar-full