Добрался до свечи, свеча есть и работает, но без маркировки. Хотелось бы поставить правильную. По...
При постройке самодельных мотобуксировщиков (мотособак), мини мотоциклов, квадроциклов, баги и многое другое, возникает вопрос — какой двигатель выбрать и какая трансмиссия лучше. Вариатор или редуктор.
Когда я с этим столкнулся, то не сразу нашел ответ, лишь после изучения и просмотра видео знающих людей, у меня сложилось представление как сделать правильный выбор.
Двигатель
В первую очередь выбираем двигатель, в основном берем LIfan или ему подобные. Которые хорошо себя зарекомендовали.
Градация примерно такая такая:
- от 6,5 л.с до 9 л.с.
- от 9 л.с. до 13 л.с.
- от 13 л.с. до 20 л.с.
Теперь нужно понимать, что мы хотим от самоделки. Даже с двигателем 6,5 л.с. можно заставить самоделку двигаться и тянуть груз, но это будет на малой скорости при больших передаточных числах.
Конечно чем мощнее двигатель, тем лучше, но тут есть и побочные эффекты, чем он мощнее тем он тяжелее, и соответственно намного дороже. Поэтому чтобы выбрать золотую середину, кратко о том, что несут в себе эти лошадиные силы.
Если нужна скорость, то конечно безусловно нужно и больше лошадиных сил. Но нужно смотреть, еще и объем двигателя. Так как иногда увеличение мощности делается за счет форсирования, увеличении оборотов двигателя. Так двигатель 15 л.с. это форсированный двигатель 13 л.с. но он имеет более сильную вибрацию, которая разрушает его. Поэтому если нужна тяга, то нужно смотреть в сторону объема двигателя, чем выше объем, тем больше его крутящий момент на низких оборотах, а соответственно лучше тяга на низах.
Поэтому 13 л.с. и 20 л.с. можно разогнать до одинаковой скорости по накатанному снегу, а вот потянуть большой груз с места будет легче конечно 20 сильному мотору. Тогда как 13 сильный придётся раскручивать на большие обороты, это износ как самого двигателя так и трансмиссии, хотя если такая тяга не нужна, то 13 сильный гораздо легче 20-ки и дешевле.
Трансмиссия
Теперь о трансмиссии, больше этот выбор подходит к мотобуксировщикам, квадрикам и вездеходам. Так как для тракторов вариатор не применятся и вот почему.
Вариатор забирает 20-30% от мощности, но у вариатора больше диапазон передаточного отношения трансмиссии. Так же вариатор имеет большую массу по сравнению с редуктором, и для его раскрутки нужно преодолевать большие вибрации, которые плохо сказываются на маломощных двигателях и их подшипниках.
- Поэтому для двигателя от 6,5 л.с до 9 л.с. - только редуктор.
- Для двигателя от 9 л.с. до 13 л.с. можно как редуктор так и вариатор.
- Для двигателя от 13 л.с. до 20 л.с. желательно только вариатор.
15 сильный лучше не использовать вовсе из-за его конструктивной особенности, так как он с повышенной вибрацией.
Под редуктором подразумевается Редуктор с автоматическим сцеплением и передаточным числом 1/2.
А вариатор рассматриваем «Сафари» или ему подобные.
И так, почем редуктор лучше для маленьких моторов? Потому что он сразу передает крутящий момент на выходной вал после срабатывания сцепления. Но у него нет изменения по передаточным числам, поэтому с ним не получится играть скоростью в больших пределах, так как увеличивая общее передаточное число, мы уменьшаем максимальную скорость, но делаем комфортнее тягу и троганье с места. А уменьшая передаточное число и увеличивая максимальную скорость — уменьшаем тягу, а это влечет за собой троганье с места на более высоких оборотах двигателя, что влечет за собой быстрый износ сцепления и выход его из строя.
Чем плох редуктор с автоматическим сцеплением для мощных моторв? Из выше сказанного, на мощных моторах износ сцепления будет великим, так как при большой массе и большом грузе, мотор спокойно будет проворачивать диски сцепления, тем самым стирая их очень быстро. И второй критерий, это невозможность развить максимальную скорость, так как двигатель будет способен, но высокое передаточное число трансмиссии не даст это сделать. Т.е. двигателю не возможно раскрыться на весь свой потенциал.
Почем у вариатор плох для маленьких моторов? Да потому, что 20-30% потерь в мощности на его раскрутку, массивный ведущий шкив вариатора, часто не совсем отбалансирован, а тонкая стенка маломощного двигателя может не выдержать нагрузок передаваемых валу двигателя и подшипникам.
Чем вариатор хорош для мощных двигателей? У мощного двигателя стенка картера толще, да и подшипника коленвала больше. А разница масс шкива вариатора и самого двигателя существенно разнятся, что вариатор не влияет на роботу самого двигателя, поэтому установка вариатора на мощный двигатель оправдана, так как нет риска вывести из строя сам двигатель, а плюс к этому — у вариатора очень широкий диапазон передаточных чисел, от 3 до 1 (а то и меньше). Тем самым на вариаторе можно спокойно тянуть груз и плавно трогаться с места, так как объема двигателя вполне для этого хватает. А на больших скоростях можно спокойно разгоняться за счет уменьшения передаточного числа трансмиссии и избыточной мощности двигателя.