МотоВездеход — как сделать самому

Статья написана благодаря:
Поделиться: 

Часто посещают мысли, чтобы имеет небольшое транспортное средство для поездок на охоту или рыбалку. Концепция такова, чтобы он был маленький, его можно было перевозить в автомобиле, а после сев на него проехать там, где только пешком можно ходить. Если большая лужа или препятствие, то перенести. Цель его в том — чтобы не идти пешком.

И вот случайно в сети наткнулся, на такой, оказывается подобные мысли уже посещали многих. Это Tote Gote, в переводе «горный козел». Как оказалось, такой уже был разработан, и первоначальная его модель развивала скорость всего 9 км/ч. Но это вполне достаточно, чтобы пробираться по сопкам и в случае удачной охоты вывозить добычу.

Стал изучать подробнее картинки, информацию и видео о нем. Оказалась, что собрать его достаточно просто. Требования к надёжности его узлов не настолько высоки, так как его скорость не превышает 20 км/ч. Хотя заводские экземпляры развивают и большую скорость. Но для передвижения по лесу, и тропинкам и этой скорости много.

Из готовых вездеходов есть Мотоцикл СКАУТ САФАРИ 1 6,5Л/С выпускался заводом ИЖ, его цена на июнь 2023 составляет 67000 руб. Поэтому при изготовлении своими руками подобного мотовездехода нужно посчитать все затраты, чтобы понять дешевле сделать самому или купить готовый.

Конструкция и расчеты

Конструкция имеет простую раму, есть даже видео, где вместо круглых труб, рама была изготовлена из квадратного профиля. Подвеска на нем не обязательна, так как скорость маленькая. Колеса радиусом на 8 дюймов. На зад можно поставить от мотоблока с протектором «елочка».

Двигатель Lifan 6.5 или подобный 6,5-7л.с. Я рассчитывал разные варианты, с вариаторм или автоматическим сцеплением и постоянным передаточным числом. С вариатором диапазон скорости более широкий, с автоматическим сцеплением нет, так как у двигателя максимальное число оборотов 3600, а сцепление работает без пробуксовки более 2000 об/мин. У вариатора в зависимости от оборотов меняется передаточное, что расширяем диапазон скорости и плавность изменения его. Что удобно при езде на малых оборотах при маленькой скорости. А без вариатора увеличивая максимальную скорость, мы получаем неудобство при «троганья» с места. Поэтому нужно выбирать оптимальную схему для себя. Но вариатором получается дороже.

Расчет передаточного числа с автоматическим сцеплением

Для расчета передаточного числа нам необходимо знать, размер заднего колеса, скорость вращения двигателя оборотов/минуту, и максимальную скорость, которую хотим получить. Исходя из этих данных, мы получим максимальную расчетную скорость и необходимое передаточное число. А зная передаточное число, можем подсчитать начальную скорость при срабатывании сцепления.

  • Колесо возьмем от мотоблока «елочка» (4х8) — его диаметр 400 мм.
  • Максимальное число оборотов в минуту двигателя 3600
  • Максимальную скорость возьмём 14 км/ч

Зная эти цифры, посчитаем длину окружности колеса (Диаметр * 3.14) — 1.256 метра.

Для скорости 14 км/ч, колесо должно совершить 3.1 оборот/сек ((14км/ч*1000/3600)/1,256м)

Общее передаточное число при таких параметрах равно 19,4 ((3600об/мин/60)/3.1об/сек)

Таким образом, при том, что автоматическое сцепление работает при 2000 оборотах в минуту, получаем минимальную скорость мотовездехода, при которой будет работать двигатель не «подпаливая» сцепление 7,8 км/ч. Что в некоторых случая даже много, для передвижения в густых зарослях. Поэтому приходится жертвовать максимальной скоростью, чтобы сместить начальную скорость более низкую.

Плюсы и минусы автоматического сцепления

Из минусов, это уже описано выше, маленький диапазон скоростей.

К плюсам можно отнести простоту постройки, можно взять или cцепление сухое автоматическое или автоматическое в масляной ванне и тем самым иметь уже готовый редуктор с передаточным числом 2:1. А от него звездочку на 12 зубьев, далее на промвал с ведомой звездой 43, а с промвала ведущую звезду взять на 16, а ведомую, которая будет на колесе на 43 зуба. И тогда произведение передаточных чисел будет равно 19,3, что соответствует расчетному. Уменьшая ведущую звезду на промвалу, мы будем увеличивать тягу и уменьшать скорость.

Чтобы иметь более расширенный скоростной диапазон, то следует применять в трансмиссии вариатор.

Расчёт и выбор вариатора для постройки мотовездехода.

На картинках оригинального Tote Gote видно, что трансмиссия построена с вариатором. Вариатор можно взять Сафари, который применяется на снегоходах и мотособаках, надежность увеличивается, но цена существенно вырастет.

Можно еще использовать вариатор TAV2 30, у него уже готовое крепление к двигателю LIfan, что проще при сборке, но по моему мнению надежность его наверное меньше, чем чем у сафари. Хотя в сети есть баги собранного с этим вариатором и вполне нормально он работает. Вот только по нему я не нашел характеристики и придаточные числа.

А вот по сафари передаточные числи и режимы работы следующие, нашел в интернете. Сафари, он же используется на Буране.

Отличие вариаторов Буран и Каюр:

По виду совершенно одинаковые, разница в рабочих грузиках. Бурановский рассчитан на 5000 оборотов в минуту, Каюровский на 3600 об. Форма и вес грузиков немного разнятся, каюровские грамм на 15 тяжелее, тем самым позволяют лучше забрать больший момент 4-х тактника на низких оборотах. Работают на 4-х тактных двигателях как те, так и другие. Бурановский не даст полностью сжать диски вариатора (на 5-7%), т.е. максимальная скорость у вас будет на 5% ниже, зато двигателю легче.

Начальные обороты схватывания Каюр-1800, Буран-2000.
Передаточное в момент трогания - 3,5, максимальное - 0,9.
Оба вариатора должны выйти на максимум при 3500 оборотах.

Зная эти цифры можно теоретически рассчитать минимальную и максимальную скорость мотовездехода. Возьмем схему трансмиссии как на картинке оригинального Tote Gote. Двигатель - Вариатор - промвал - ведущее колесо. Большую (ведущую) зведу на промвалу и колесе возмем на 43 зуба от мотоцикла Минск, а маленькие звезды, звезда с вариатора и ведущая на промвалу на 13 зубов, тоже от мотоцикла Минск. Получается что передаточные числа вариатор-промвал и промвал-колесо, постоянны и равны по 3,3, а у вариатора оно меняется от 3,5, до 0,9. Получается в момент при начальных оборотах 2000 общее передаточное равно 38,1 (3,5*3,3*3,3), а при максимальных оборотах двигателя, 3600 - общее передаточное - 9,8 (0,9*3,3*3,3).

  • Таким образом скорость при 2000 оборотах двигателя будет 3,9 км/ч
  • А при 3600 оборотах, скорость будет 27,7 км/ч

Таким образом, постройка мотовездехода с применением вариатора существенно увеличивает максимальную скорость при достаточно хорошей тяге на низах.

Компоновка рамы

На фото отличное решение как можно просто натягивать цепи и ремень вариатор.

Уголки к которым крепятся опорные подшипники промвалов приварены под углом и вот для чего. Отверстия крепления имеют продолговатую форму, для того чтобы промвалы можно было перемещать. Получается, что колесо крепится жестко. Промвал на котором две звезды. перемещается и натягивает цепь от колеса до ведущей звезды. В свою очередь перемещая вал, на котором ведомый шкив вариатора натягивает промежуточную цепь. А перемещением двигателя вперед — натягивается ремень вариатора. Всё просто, и меньше дополнительных деталей.

Впереди рамы прикреплен лист железа, это и брызговик для переднего колеса, и защита двигателя от попаданий веток.

В остальном все просто, по бокам сетка, чтобы меньше попадало травы в трансмиссию. А на прямую раму сверху можно разместить любую сидушку или багажник.

Руль простой, крепление передней вилки к раме тоже элементарное, лучше вместо подшипников использовать бронзовые втулки и винт, чтобы быстро можно было его снять, для перевозки мотовездехода в машине.

Тормоза

Так как данное транспортное средство имеет такую трансмиссию, то оно плохо едет накатом. Уменьшая газ, оно останавливается, но всё же тормоза предусмотрены. И расположены на валу на котором стоит ведомый шкив вариатора. Из-за не частого их применения и малой скорости, они вполне справляются со своей задачей. Но мое мнение такое, что лучше их поставить на колесо, чтобы при торможении меньше вытягивалась цепь. Так как при такой схеме как в оригинале, при резком торможении большая нагрузка пойдет на цепь, которая быстрее растянется.

Видео о самодельном мотовездеходе

На ютубе есть много видео по подобным мотовездеходам, но мне понравилось это, где автор рассказывает о своем опыте постройки мотоцикла. По моим расчетам и со слов, размеры которые указывал автор видео, максимальная скорость данного транспортного средства получилась 17,5 км/ч. А соответственно, минимальная скорость при полностью включённом сцеплении 2000 об/мин. — 9,7 км/ч.

Информация об Tote Gote

При проектировании для себя искал описания в разных местах, всё что нашел выложу тут, вдруг понадобится, если соберусь такой собрать. А также оставлю тут некоторые фотографии, где понятно изготовление различных узлов.

Перевод из брошюры Tote Gote

РАМА — трубы атрарафтного и холоднокатаного типа, жестко скрещены, чтобы придать силу и сделать ударопрочность, везти грузы, принимать удары о камни и бревна.

ДВИГАТЕЛЬ — надежный 4-тактный двигатель. Легкая алюминиевая конструкция, 3 Л.С. Вентилятор для охлаждения на медленных скоростях по горным тропам.

ТРАНСМИССИЯ — Автоматическое сцепление и коробка передач объединена. Вариатор обеспечивает плавное изменения крутящего момента, в зависимости от условий и скорости. Нижняя скорость 4 миль/ч (6 км/ч). Верхняя скорость 10 миль/ч (16 км/ч). Нет переключения передач.

ПОДШИПНИКИ — промышленного типа для тяжелых условий эксплуатации, самоцентрирующиеся, герметизированы от грязи, пыли и влаги.

КОЛЕСА — Большие широкие колеса с пресс-масленками и подшипники качения к экстремальным нагрузкам. Легкая, но прочная защита для движущихся частей и защищает движущиеся части от камней и т. д.

ШИНЫ —двухслойные шины низкого давления размером 4,00 x 8. Самые острые скалы и сглаживает самые грубые неровности. Задняя шина имеет мощные грунтозацепы.

ТОРМОЗА — внутренний расширяющийся тормоз, используемый на переднее колесо. Удобное управление рычагом позволяет вам чтобы затормозить переднее колесо так эффективно, что вы держите контроль над вашей машиной чрезвычайно снижается крутые склоны. Задний тормоз работает на первом промвалу.

1-Й ПРОМВАЛ — Для получения высокого передаточного числа, чтобы дать колоссальную производительность.

Детали и цены для самостоятельной постройки мотовездехода

Еще раз повторюсь, концепция такая, чтобы было проще построить, минимум вложений, максимально упростить, и возможность перевозить до места на необорудованном автомобили в багажнике.

Для расчета цен использовал первый вариант, без вариатора, цены смотрел на Ozon. Брал следующие детали и части для общего передаточного числа 24,9. При таком передаточном, максимальная скорость 10 км/ч, минимальная — 6 км/ч.

  • Двигатель Lifan 170FМ (7,0 л.с., вал 19 мм). Ссылка. Цена 9507 руб.
  • Автоматическое центробежное сцепление вал 19 мм, шаг цепи 428 (Муравей, Минск, Восход) 14 зубов. Ссылка. Цена 1671 руб.
  • Звезда на 12 зубьев Минск (I-промвал). Ссылка. Цена 244 руб.
  • Звезда на 19 зубьев Восход (II-промвал). Ссылка. Цена 514 руб.
  • Звезды на 43 зуба Минск. 2 штуки (I-промвал и ведущее колесо). Ссылка. Цена 1244 руб.
  • Цепь мотоциклетная Минск, шаг 428, 2 шт. Ссылка. Цена 1244 руб.
  • Пруток диаметром 25 мм (валы и ось колеса). Цена 1000 руб.
  • Труба для рамы или профиль. Цена 5000 руб.
  • Колесо переднее. Ссылка. Цена 865 руб.
  • Колесо заднее. Ссылка. Цена 1262 руб.

Это примерные цены, на момент написания статьи. То что составляет основу. Итого 22551 руб. Сюда еще не входят болты, ручки, рычаги, осветительные приборы, всякие мелочи и затраты на изготовление, токарей и сварочные работы.

Подбирать мотор и звезды, нужно по своим параметрам, так двигатель для вариатора нужно с валом D25мм. Если звезды брать от ИЖ, то цепь нужна шагом 520. Соответственно и цены разные и количество зубьев. Все это нужно учитывать под свои запросы и расчёты.

Если вдруг я соберусь такой изготавливать, то конечный результат может будет отличатся это этих плановых цифр.

Дополнительная информация которая попадается на глаза

Еще попалась такая идея, где можно сделать переключение передач с помощью разного диаметра шкивов. Идея интересная. Так же на картинке можно подсмотреть как изготовить определённый узел.

Подсмтрел на этом сайте: diygokarts.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рекомендуем еще эти статьи

01.08.2018
Ремонт мотоцикла Урал - продолжение

После того как был поменян задний коренной подшипник и произведен пробный запуск двигателя, приступили к...

05.07.2016
Втулка из бронзы вместо подшипника

На мотоцикле HONDA CRF 450x  "навернулся" игольчатый подшипник прогрессивной тяги.  Искать новый не было времени, и вторым...

14.04.2023
Honda CRM50 — восстановление

Попал в руки Михаилу мотоцикл Honda CRM 50 в таком вот виде, владелец отдал под...

21.04.2015
Переделка стоковых авто

Сток в автомобильном мире –  базовая комплектация, т.е. автомобиль с завода без доработок. Многие автовладельцы...

13.09.2023
Ремонт кикстартера на мотоцикле «Минск»

На мотоцикле «Минск» ММВЗ-3.111 была сломана «заводилка» (не зацеплялась шестерня при проворачивании лапки), а так...

30.08.2021
Рецепт шашлыка

Когда делаю шашлык, часто забываю некоторые моменты. Поэтому решил выложить рецепт сюда, чтобы он был...

menex.ru
сборник опыта и интересов мужика
Copyright © 2014 - 2024 menex.ru
tagcalendar-fullcross-circle